Шоу Павла Зуйкова - cтеп, танцы и куклы...
степ, танцы, куклы,степ, танцы, куклы,степ, танцы, куклы
  w
  w
  w

  F
  u
  n
  n
  y
  D
  a
  n
  c
  e

  n
  a
  r
  o
  d

  r
  u

Великие степисты мира

   
Фред Астер
МИСТЕР ЗОЛОТЫЕ НОГИ
Кажется сам двадцатый век танцевал в ритмах его чечетки.
Зритель сходил с ума от его «говорящих подошв»,и не было женщины,
которая не мечтала хотя бы раз в жизни станцевать с Фредом Астером.
Это и понятно, поскольку никто не мог сравниться в танцевальной
изысканности с этим «мистером золотые ноги», гением степа XX века.
Однажды, когда артиста представляли королеве Великобритании Елизавете II,
он напомнил ей, что ее мать оказала ему честь танцевать с ним,
на что ее величество заметило: «Вы хотите сказать, что это она имела счастье танцевать с вами!»

Рожденный во фраке

В одном из интервью, уже на закате своей карьеры, Фред Астер признался: «Мне всегда хотелось танцевать в своей собственной манере, выходящей за рамки существующих правил. Я терпеть не мог, когда мне указывали, как надо ставить ноги, или делали какие то другие замечания. Я никогда не танцевал ради денег и славы. Я всегда танцевал так, как мне нравилось. А про историю и философию танца знал ровно столько же, сколько и об устройстве телевизора, то есть ничего. Танцевал – и все тут!» А начались эти танцы для Фредерика Аустерлица – таково настоящее имя Астера – в четыре года. Вместе со своей сестрой Аделью, которая была на полтора года старше брата, они поступили в танцевальную школу в Омахе, в их родном городке штата Небраска. А уже в шесть лет, надев черный фрак, Фред танцевал на профессиональной сцене. «Всю жизнь мне казалось, что я родился во фраке», – напишет актер позднее. Таким он и вошел в историю танца – легкий , стремительный, в элегантном черном фраке, в белоснежной рубашке с «бабочкой» и белой гвоздикой на левом лацкане.

Изнанка мюзик-холла

Но прежде чем мир открыл летящий танец Астера, были долгие годы постижении профессии и кропотливого труда. Выступая на сценах мюзик-холлов Нью-Йорка и Лондона, Адель и Фред рано узнали не только, что такое успех, но и как бороться с поражением. «У нес случались и провалы,- вспоминает Астер. – Я, бывало, танцевал до изнеможения, а в награду раздавались лишь жидкие хлопки. Нам приходилось искать работу, несколько раз мы получали отказы в мюзик-холлах, а однажды наше выступление заменили дрессированными собачками. Только вера в будущее заставляла нос без усталости работать и совершенствоваться». Трудолюбие Астера было фантастическим, он мог ежедневно репетировать по восемь часов, тренируя ноги и тело, так же тщательно, как балетный артист. Возможно, поэтому техника и грация танцовщика приводили в восхищение даже звезд балета. Джордж Баланчин назвал Астера самым изобретательным танцором всех времен. Но это было несколько позже, а пока Адель и Фред штурмуют высоты шоу-бизнеса. В шестнадцать лет Фред знакомится с молодым композитором и пианистом Джорджем Гершвином. Эта дружба подарит ему два мюзикла Гершвина – «Леди, будьте добры» и «Забавная мордашка», в которых Адель и Фред с триумфом выступают в Лондоне в середине двадцатых годов. Кстати, в конце пятидесятых Астер еще раз с успехом сыграл в «Забавной мордашке», но не театральной, а кинематографической, где его партнершей будет восхитительная Одри Хепберн. Все годы, что Адель и Фред выступали вместе, а это чуть больше четверти века, главная роль всегда принадлежала Адели, сестра своим горячим темпераментом затмевала брата. Но когда Адель вышла замуж, а их дуэт распался, брат, вынужден вновь искать себе место под солнцем, обрел мировую популярность.

Фабрика грез

Появление Астера в Голливуде произвело сенсацию, но сначала не художественную, а техническую. В те годы, снимая музыкальные фильмы, кинооператоры любили побаловаться различными спецэффектами. Наплывы, изощренные ракурсы, двойная экспозиция, ускоренный темп. На экране могли появится сначала ноги, потом их неожиданно «перебивали» улыбающемся лицом, затем наползали детали интерьера… Поэтому Фред оговаривает себе право вмешиваться во все стадии производства кинокартин со своим участием, вплоть до озвучания и монтажа. Во время съемок первого фильма Астер и его хореограф Хермис Пен настояли на том, чтобы на протяжении всего танца фигура танцовщика ни чем не перебивалась и был показан в полный рост. Сегодня это кажется странным, а тогда эффект был оглушительным. На просмотре после первого же танцевального номера зал разразился аплодисментами, поскольку ничего подобного ранее не случалось. Огромное значение придавал Астер не только тому, как смотрится танец, но и как он звучит. Звук, который выбивает в чечетке артист, записывался отдельно от самого танца, когда фильм уже был снят и смонтирован. В специальной студии, надев наушники, провода которых спускались с потолка и мешали движению, артисты вновь протанцовывали свои номера. Это было утомительно и нудно, поэтому некоторые звезды просили своих хореографов делать за них скучную работу. И только Астер никогда не отказывался от дубляжа, для него было важно все, даже то, как звучит покрытие пола. Даже в «половом» вопросе он был новатором. Астер экспериментировал с различными сортами дерева, чтобы добиться необходимого ему звучания. Однажды, чтобы добиться особого, приглушенного звука, он попросил налить под деревянную обшивку воды. Но, конечно, главным для Астера оставался сам танец.

Кожа да кости

Танец, который и сегодня поражает юмором, азартом и легкостью исполнения. Астер, забыв о земном притяжении, парил над землей. Его руки порхают, как крылья птицы, а ноги плетут изощренные хореографические узоры. Здесь есть все: прыжки, верчения на полу и в воздухе, разнообразные элементы классического танца. Астер то кружится в ритме вальса, страстно обнимая партнершу, то горячо отбивает чечетку своими заводными ногами. Он вводит в свой танец разнообразные предметы: тросточку, канотье, цилиндр, вешалку. И в его руках они оживают… Стоя на крышке рояля, артист проводит ногой по клавиатуре, и рояль начинает звучать, Астер «играет» с целым набором ударных инструментов, он танцует между ними, извлекая звуки ударами ног. А если на его пути оказывается стул, то и стул начинает жить в ритме танца Фреда. И все это артист делает легко, словно импровизируя. Причем Астер никогда не испытывал удовлетворения от своего танца. Он мог сутками повторять одно и то же движение, пока у него не получалось так, как он задумал. Помимо танцев Астер еще и пел. Его не громкий, нежный, шелестящий голос придавал его облику и танцам особое мужское очарование. Притом что во внешности Астера не было ни чего от супермена. У него не очень красивое лицо с большими, широко расставленными глазами, не очень высокий рост и довольно короткие ноги. Ничего от привычного облика голливудской стар. Сам Астер с юмором относился к своей внешности и вокальным данным. Однажды он заявил журналистам: «Вы только взгляните на меня. Кожа да кости. Лицо угловатое. Скулы торчат. Голоса – ни на грош. Словом, заурядный исполнитель, который только и умеет отплясывать чечетку». Но этот заурядный исполнитель покорил весь мир.

Рыжая бестия

После завершения в 1933 году съемок в своем первом фильме «Танцующая леди» Астер ясно понял, что именно в кино он сможет добиться высших результатов. Кино, это отличный от театра мир, дарило ему не только огромную аудиторию, великолепные технические достижения, но и полную танцевальную свободу. И он навсегда оставляет сцену. Теперь в его жизни только кинематограф и новая партнерша- Джинджер Роджерс. Сегодня кажется, что это было давно: золотой век Голливуда, азарт и веселье черно-белых музыкальных кинолент, восхитительный дуэт Фред Астер и Джинджи Роджерс. А на самом деле все так близко. И Фредерико Феллини в восьмидесятые годы в память о прославленном дуэте снял трогательный фильм- «Джинджер и Фред», где снялись Джульетта Мазина и Марчелло Мастроянни. Но кто же она, эта жизнерадостная огненно-рыжая партнерша Фреда, Джинджер? Ее настоящее имя Вирджиния Кетрин Макмат. Джинджер была на двенадцать лет моложе Фреда, а начало ее творческого пути оказалось столь же насыщенным, как у Астера. С детства она увлекалась эстрадой и цирком, а с шести лет начала заниматься танцами. В четырнадцать стала победительницей чарльстон- турнира в Техасе, после чего организовала водевильное трио «Джинджер и ее рыжие» и отправилась с ним на гастроли по стране. В 1926 году дебютировала как профессиональная танцовщица, затем со своим мужем Джеком Пеппером поставила номер «Джинджер и Пеппер». В 1928 году выступила в Нью-Йорке как певица в оркестра Пола Эша. В следующем году в первые снялась в короткометражном фильме и вскоре получила большую роль в бродвейском мюзикле «Сверхскоростной». Кинокомпания «Парамаунт» обратила на нее внимание и предложила роль в фильме «Парень из Манхеттена». Когда она в первые встретилась с Фредом Астером, в ее фильмографии было уже более двадцати картин. Идея создать постоянный актерский дуэт Астер- Роджерс пришла в голову продюсеру Лу Бруку. Он Увидел в них прекрасную камедийную пару, умеющую к тому же замечательно танцевать и петь. Их первый совместный фильм «Полет в Рио», где они лихо исполняли кариоку, мгновенно привлек к ним внимание зрителей. Никому не известная пара затмила исполнителей главных ролей «Полета». Второй фильм, «Веселая разведенная», стал одним из самых кассовых фильмов 1934 года. Последовавшие за ним «Цилиндр» и «Родерта» бьют кассовые рекорды 1935-го. В следующем году они занимают третье место в десятке самых популярных звезд Голливуда.

Десять фильмов — и развод

Вместе они снялись в десяти фильмах, поражая зрителей своей исключительной парностью. Казалось, они были созданы друг для друга. Кэтрин Хепберн говорила о них: "Она добавляет ему соблазнительности, он ей – высокого класса". Многие зрители искренне верили, что он муж и жена. Хотя в действительности все был не так легко, как виделось на экране. Джинджер и Фред часто не ладили, по скольку были совсем разными людьми. Астер был женат и считался самым примерным мужем Америки. Женившись на Филлис Поттер, он усыновил ее трехлетнего сына, а затем она родила ему еще двоих детей. Когда, уже в 60-е годы, Астер потерял жену, которая умерла от рака, это стало для него тяжелейшим потрясением. Джинджер, наоборот, отличалась легкостью нрава. В ее мужьях и любовниках побывали знаменитые актеры, режиссеры и продюсеры Голливуда. Астеру казалось, что его партнерша не столь самоотверженна, как ему хотелось бы. А Джинджер ревновала к славе Астера и мучилась, считая, что в ней погибает талант драматической актрисы. Джинджер хотела доказать себе, Фреду, всем, что она не только партнерша Фреда Астера, а настоящая актриса. И что самое удивительное, она это доказала. Сразу после того как они расстались в 1939 году, Джинджер снялась в драматической роли в фильме "Китти Фойл" и была удостоена в 1940 году премии "Оскар". В то время как Астер своего "Оскара" получит несколько позже, лишь в 1949-м. В том же году Астер и Роджерс последний раз сошлись в едином танце в фильме "Семья Беркли на Бродвее", чтобы уже окончательно разойтись.

Забавная мордашка

После Джинджер у Фреда никогда больше не будет постоянной партнерши. Но его слава самого желанного киномужчины от этого не померкнет. В его объятиях будут кружиться первые дамы американского кино — Рита Хейворт, Джуди Гарланд, Сид Чарисс, Лесли Карон... Олдри Хепберн, чтобы согласиться играть в фильме "Забавная мордашка" потребовалось всего лишь два часа. "Я знала, что неважно пою и неважно танцую, но возможность играть вместе с Фредом Астером не оставляла места сомнениям", — вспоминает Одри. Несмотря на то что Астеру в то время уже исполнилось пятьдесят семь и он был на тридцать лет старше Одри, это не помешало их танцевальному союзу и оглушительному успеху фильма. Много позже Одри рассказала об их первой встрече на одной из репетиции. "На Фреде была желтая рубашка, серые фланелевые брюки. красный шарф, завязанный вокруг талии вместо пояса; его знаменитые ноги были обуты в мягкие мокасины и розовые носки. а лицо освещала неотразимая улыбка. Одного взгляда на этого жизнерадостного. элегантного, незаурядного человека было достаточно. чтобы руки и ноги у меня налились свинцом, а душа ушла в пятки. Но вдруг я почувствовала, как Фред с неподражаемой грацией и легкостью обвил рукой мою талию и буквально оторвал от земли (по словам Астера, Одри так дрожала. что у него не оставалось другого выбора.) Меня охватил восторг. Наконец-то сбылась моя мечта — затаенная мечта всех женщин в мире, — хоть раз в жизни потанцевать с Фредом Астером!" ***
Последний раз Фред Астер пронесся в вихре, танца в 1968 году, в фильме "Радуга Фейниана". накануне своего 70-летия. После этого артист хотя и продолжал сниматься, но уже без танцев. "Я не хочу, чтобы меня называли старым танцором, хотя бы и лучшим в мире". Он ушел на восемьдесят восьмом году жизни 22 июня 1987 года. — В фильме Льюиса Джилберта вы создали образ профессиональной танцовщицы. Чем он вас привлек? — Наконец-то мне попалась «человеческая» роль. Роль «душевной» женщины, которая лезет из кожи вон, лишь бы помочь окружающим. В частности, своим воспитанникам из школы танцев. Старается, чтобы они добились успеха, чтобы смогли побороть свои внутренние запреты, комплексы. А также, чтобы учились не упускать. свой шанс, рисковать, где надо; не связывались с людьми никчемными, О степе снято много фильмов, но наш интересен тем, что его герои, люди совершенно разные, объединяются для «побега» в иную, лучшую жизнь. — Льюис Джилберт дал вам полную свободу импровиза ции... — Почти. Но не совсем. Все танцевальные номера тщательно репетировались. Мне нравится, как работает этот режиссер, он постоянно прислушивается к моему мнению, знает, когда присутствие камеры меня стесняет, а когда помогает. Думаю, он единственный человек в своем роде, способный улавливать все это. Совсем как мой отец... — Это же подлинное счастье... — О, да! Мой отец, всегда оставаясь самим собой, не уставал повторять: «В жизни каждого человеческого существа всегда есть своя маленькая музыка. Надо лишь найти средство выразить ее на экране». Именно так и появился этот фильм. — Правда ли, что вы никогда до этого фильма не занимались степом? — Да. Мне пришлось учиться этому упорно, каждый день, как и моим «ученикам». Нам приходилось буквально разбиваться в лепешку, работать и работать часами, до кровавых мозолей на ногах. (Смеется). Теперь сложнейшие пируэты получаются у меня как по заказу. — Вам везет на хорошие сценарии? — Увы, с ними просто беда. Как и все, я люблю хорошие роли, но в основном мне помогают в этом режиссеры. — Кто из этой братии вам больше по душе! — Не хочется кого-то обижать... Хотя именно сейчас я, наверное, имею право сказать, что почти всегда мне везло на людей — и режиссеров. Я работала с Аланом Пакулой, Бобом Фоссом, Мартином Скорсезе. Их уроки не забываются. — А как насчет Клода Лелуша? — У него был превосходный сценарий для меня, но сейчас нужно столько усилий и средств; чтобы начать сьемки фильма... — После того, как вы вместе с группой «Пет шоп бойз» выпустили альбом, собираетесь ли вы записывать и другие поп-диски? — Да, вместе с выдающимся продюсером Филом Раменом. Но, кроме того, для французского телевидения я хочу снять свое шоу, с которым выступала во Дворце конгрессов. А скоро я еду в Нью-Йорк, что бы и там снять на пленку мое шоу, где я пою и танцую. А заодно и отпраздновать рекорд, который я побила: самое большое число выходов на сцену за последние шестьдесят лет. (Снова смеется). Не верит ся? — Ваши конкуренты позеленеют от зависти... — О нет! Я не пытаюсь ни с кем соперничать и работаю в своей индивидуальной весовой категории. Притом, что мне очень нравится, как работает Мадонна, хотя рок-н-ролл далек от моего стиля. Я люблю Шерли Мак-Лейн, которая просто фантастична, Эн Маргрет, Шер. — Как вам удается сохранять такую хорошую форму? — Степ. Я преклоняюсь перед ним. Это идеальное средство сохранить форму и забыть обо всем остальном. Я советую всем женщинам хотя бы раз в неделю упражняться в занятиях степом. Это идеальное средство как для ума, так и для цвета лица. — Кажется, в Париже вы себя чувствуете, как дома? — Вы знаете, по духу я больше француженка, чем итальянка. Может быть, благодаря моей бабушке, которая жила в Париже. В детстве отец читал мне книги Колетт и без конца рассказывал о Тулуз Лотреке, Матиссе, Ренуаре. Он подарил мне бесценное богатство. Потому-то я всегда боготворила французские песни, Эдит Пиаф и, конечно же, Азнавура. Петь вместе с ним — истинное удовольствие. Он так экспрессивен и доброжелателен... — Интересуетесь политикой? — Не так чтобы очень. По крайней мере я избегаю говорить о ней в обществе. Я не настолько в ней компетентна, чтобы влиять своим мнением на чужое. Это очень опасно, Предпочитаю помогать больным детям или жертвовать деньги на борьбу против СПИДа.

ФРЕД АСТЕР - ВОЛШЕБНИК И БАЛОВЕНЬ ГОЛЛИВУДА

Фред Астер (Fred Astaire), настоящее имя и фамилия Фредерик Аустерлиц (Austerlitz). (1899-1987). Американский актер, танцовщик и хореограф, певец. Один из основоположников и ведущих актеров музыкально-танцевальных фильмов, жанра киномюзикла. В течение трех десятилетий (30-40-50 годы XX века) определял образ этого жанра. Обладатель премии "Оскар" (1949). Автор книги "Шаги во времени" ("Steps in time" NY, 1959). В пятилетнем возрасте начал посещать танцевальную школу вместе со своей старшей сестрой Адель. А через три года, начиная с 1908 года, брат и сестра стали выступать на сценах различных водевильных театров. Они пели и танцевали, были хорошими акробатами, играли на рояле. В 1917 году Адель и Фред Астеры выступают на Бродвее в своем первом мюзикле "Над вершинами", и к середине 20-х годов становятся самой успешной парой американского музыкального театра. Адель по праву считалась выдающейся звездой; ее танцы, ее пение производили на всех незабываемое впечатление и, совершенно определенно, что Фред находился в тени своей прелестной сестры. Очевидно, именно это повлияло на его манеру и стиль танца и поведения. При внутренней собранности и сосредоточенности он внешне был раскован и беззаботен, и при такой кажущейся небрежности он все-таки достигал в своих танцах магического совершенства. В 1932 году Адель выходит замуж за английского герцога и оставляет сцену. Это была не простая ситуация для Фреда Астера, и она стала поворотным пунктом в его творческой карьере. Первое выступление без сестры в мюзикле Кола Портера "Веселый развод" не вызвало большого энтузиазма, к тому же несколькими годами раньше уже был не слишком удачный опыт знакомства с кино. И, тем не менее, в 1933 году он снимается в фильме "Полет в Рио" ("Flying down to Rio") и эта работа оказалась удачным переходом от бродвейских шоу к фильмам последующих лет, которые сделали его всемирно известным. Всех актрис, с которыми Фред Астер работал в кино, он заставлял танцевать, и самые красивые звезды Голливуда кружились в его объятьях. Джинджер Роджерс (Ginger Rogers), Джоан Крауфорд (Joan Crawford), Джоан Фонтейн Joan Fontaine), Элеонора Пауэлл (Eleanor Powell), Полетт Годдар(Paulette Goddard), Рита Хэйуорт (Rita Hayworth), Джуди Гарланд (Judy Garland), Энн Миллер (Ann Miller), Вера-Эллен (Vera-Ellen), Сид Черисс Cyd Charisse), Лесли Карон (Leslie Caron), Эдри Хепберн (Audrey Hepburn)... вот далеко не полный список их имен. Среди знаменитостей танцевавших с Фредом Астером, говорят, была даже английская королева-мать. И когда актера представили Елизавете II, он напомнил ей, что ее мать оказала ему честь танцевать с ним. На что королева Англии заметила: "Вы хотите сказать, что это она имела счастье танцевать с Вами". Фред Астер был не только джентльменом-танцовщиком и аристократом чечетки, не только корифеем ритмов, его танцы учили и учат весь мир, как преодолевать земное притяжение. В своих мемуарах "Шаги во времени" он в свойственной ему ироничной манере так изложил свою философию танца: "Меня часто просят поговорить об истории и философии танца. Но это предмет, о котором я мало что могу сказать. Как правило, о моих произведениях говорят, используя термины балетного искусства, но ведь я не балетный танцовщик. Балет - это лучшее образование, которое может получить артист, и в детстве я тоже занимался им, но почти никогда не использовал это для себя. Я всегда стремился придать моему танцу стиль "свободно парящей птицы", и мне не хотелось, чтобы в нем были заметны жесткие правила балетного искусства. С самого начала я чувствовал, что в состоянии сбросить с себя эти "кандалы", поскольку знал наверняка, что никогда не смогу посвятить себя балету. Я чувствовал, что мне суждено стать интерпретатором музыки, и никем другим. А в этой области нет границ! Как происходила эволюция танца, его история, как формировалась его философия - об этом я знаю не больше, чем об устройстве телевизора. У меня никогда не было желания кому-то что-то доказать своими танцами, которые я никогда не рассматривал как способ самовыражения. Я танцую, и это - все".
БРЕНДА БУФАЛИНО
Бренда Буфалино (Brenda Bufalino). Имя Бренды Буфалино это своеобразный бренд процветания тэп-танца. Ее считают главным двигателем прогресса не только американского, но и мирового тэп-сообщества. Шумные международные фестивали, встречи, объединения и семинары, емкие лекции по истории, мастер классы и собственные постановки - весь этот бесконечный марафон составляет ее будни, и совершенно непонятно, как один человек может справиться с таким объемом работы. Тэп-денс многим обязан ее энергии, и даже беглого перечисления спровоцированных ею событий вполне хватает, чтобы понять, почему Бренду Буфалино считают культовой фигурой тэпа. Бренда скрестила традиционные виды искусства, которые в Америке считают национальными, кино и тэп-денс. Она продюсер и режиссер документального фильма с замечательным названием "Великий подвиг стоп" ("Great Feats of Feet", отмечен критикой в 1975 году). Сотрудничала с Чарлзом Колсом (Charles "Honi" Coles), сначала гастролируя по Америке и Европе, а затем и как хореограф "Тэп-концерта" (The Morton Gould "Tap Concerto"). Программа этой труппы считается эталоном классического тэпа нового времени, и Бренда представляла ее с оркестром Бруклинской филармонии и симфоническим оркестром Норфолка. А список ее сольных выступлений еще внушительнее: среди прочих залов Бренде Буфалино аплодировали Карнеги-холл и Кеннеди-центр. Однако ей не грозит стать бронзовым памятником самой себе, задора и оригинальности хватает на то, чтобы собрать однажды дам-коллег: Сару Петронио и Линн Долли и устроить шоу-вечеринку "Три пионерки - три дивы". В 1986 году организовала American Tap Dance Orchestra (ATDO). Труппа настолько авторитетна в мире тэпа, что можно с уверенностью сказать: Леди Тэп-денса сосредоточилась на своем главном произведении. В 2002 году Бренда Буфалино была почетным гостем V Московского международного фестиваля "Степ-Парад".
БРАТЬЯ БОРИС И ЮРИЙ ГУСАКОВЫ - "РЕАБИЛИТАТОРЫ АМЕРИКАНСКОЙ ЧЕЧЕТКИ".
Братья Гусаковы, популярный дуэт тэп-танцовщиков. Борис Александрович (1920-1966), и Юрий Александрович (1922-1990). Родились в Иваново, городе, находящемся в центральной части России, входящем в Золотое кольцо российских городов. Танцами начали заниматься в студии при Ивановском театре Оперетты, когда Борису было 17 лет, а Юрию 15, а тэп-танцу учились у старого польского танцовщика, работавшего некогда в Голливуде. Он им много рассказывал об американских братьях Гарольде и Файярде Николасах, и под впечатлением этих рассказов, Борис и Юрий, с его помощью, сделали свой первый танцевально-акробатический номер, благо, Борис владел элементами акробатики и обучил этому Юрия. Братья отличались трудолюбием и упорством, сделали несколько номеров, пользовавшихся успехом у публики, что позволило им выступать практически с самого начала на профессиональной эстраде. Во время войны, в 1942 году, они попали в одну стрелковую бригаду и потом стали участниками военного фронтового ансамбля. С самого начала их номера отличались выразительностью, техничностью и стремлением к содержательности. В номере "Эх, винтовочка-винтовочка!" они демонстрировали строевую подготовку солдат Советской армии. В гротесковом "Танце фрицев", поставленном на известную тему из Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, братья Гусаковы остроумно разыгрывали приемами чечетки эпизоды замерзания и пленения фашистских горе-вояк. Их заметили и в конце войны пригласили в Ленинградский джаз-оркестр под руководством Якова Скоморовского. Позже, уже в конце войны, они перешли в Эстрадный ансамбль Центрального Дома Железнодорожников, под руководством Дмитрия Покрасса. Здесь они создали ряд номеров, принесших им успех у публики, но вызывающих негативную реакцию прессы и высокого начальства. А "Эксцентрический танец", поставленный на музыку из кинофильма "Серенада "Солнечной долины", который являлся для Бориса и Юрия Гусаковых этапным, и означал достижение определенного профессионального рубежа, был резко раскритикован за "подражание Западу", как, впрочем, и вся последняя программа Ансамбля Железнодорожников, что привело к его ликвидации. Шла "холодная война". В начале 50-х годов братья получили приглашение от Леонида Утесова работать в его оркестре. Они начали выступать у него со "Спортивным танцем", номером проверенным и хорошо принимаемым публикой. Лирическое начало, эпизоды: фехтование (удары рапир - ритм чечетки), тяжелая атлетика и бег (тэп). Но нужен был новый репертуар, и Гусаковы обращаются к известному балетмейстеру Галине Шаховской, которая всегда точно улавливала актуальные темы для своих постановок, и находила интересные эстрадные решения для их воплощения. Основой номера, который она задумала для братьев, и назывался "Американские марионетки", была тема продажности избирательной системы США. Мастерское исполнение Гусаковыми механистических движений лощеных кукол, музыка Аркадия Островского, написанная в ритме модного тогда буги-вуги, остроумный текст, который написал Николай Эрдман и который читал Леонид Утесов, все это предопределило успех номера. Этот идеологически выдержанный номер, как и последующие ("Два мира", постановка Владимира Зернова, "Братья", постановка Галины Шаховской), а также номера, использующие фольклорный материал, например, "Венгерский" или "Мексиканское танго", которое потом вошло в кинофильм "Карнавальная ночь" Эльдара Рязанова, "реабилитировали" чечетку. Этому способствовала и политическая обстановка - в Советском Союзе наступила "хрущевская оттепель". Успех фильма и его популярность помогли Гусаковым, они много и активно гастролируют, выступая в любых условия с полной отдачей, не делая скидок на усталость и, как настоящие "эстрадники", на любых площадках от полевого стана до правительственного концерта в Кремле. Их активная творческая деятельность во многом способствовала общественному признанию тэп-танца в нашей стране. В 1967 году, после смерти Бориса, которая случилась прямо за кулисами после выступления, Юрий берет нового партнера - Михаила Кушнера, "третьего брата Гусакова". Они продолжают выступать, как "Братья Гусаковы". В 1974 году Юрий Гусаков перешел на педагогическую работу, а Кушнер эмигрировал в США. Я только начинал свою творческую карьеру. Это был конец 60-х годов, была "праздничная кампания" под 7 ноября, "чес", как говорили старые эстрадники. За кулисы Центрального Дома Советской армии, как метеоры, врывались "маститые", уже в гриме и почти в концертных костюмах, на ходу снимали плащи и куртки и со словами: "Мне сейчас в Колонный…", "Мне в Кремль…" вылетали на сцену. Естественно, меня, как молодого, начинающего и никуда не спешащего, отодвигали все дальше и дальше. Но я все-таки дождался, и вот уже конферансье Федор Липскеров собирается меня объявлять, как тут врываются Гусаковы, на ходу сбрасывают туфли и надевают концертные с набойкам, и я опять пропускаю свою очередь. Можете себе представить, как я волновался, когда выходил на сцену после "Братьев Гусаковых". Они танцевали "Флотский", прекрасный и элегантный номер. Я исполнял номер, поставленный учителем - Владимиром Зерновым, неистово барабанил чечетку, делал всевозможные акробатические трюки, жонглировал шляпой и тростью, и публика это оценила. Меня приняли хорошо, и я только жалел, что Гусаковы не видели моего успеха. Спустя несколько лет, когда я начал работать с моей женой Раисой, мы обратились к Юрию Александровичу с просьбой поставить номер. Он устроил нам тщательный просмотр, долго беседовал и согласился. Номер назывался "Куклы мюзик-холла", это был ремейк из его "Эксцентрического" и "Марионеток", в нем было много акробатики, жонглирования и "силового степа", как называл Гусаков это направление в тэпе (еще был "партерный"). Вообще, он был человеком философического склада ума, сочинял стихи и писал картины. Думаю, все это помогало ему жить и любить чечетку, ("этот Богом забытый жанр", - как он сам говорил), не смотря ни на что.
ВЛАДИМИР ЗЕРНОВ - ВИРТУОЗ РУССКОГО ТЭПА
Зернов Владимир Борисович (1910-1982). Танцовщик, хореограф, педагог. Представитель первых русских плясунов-чечеточников. "Московский ансамбль эстрадного танца "Семья Зерновых" (братья Юрий, Лев, Владимир и Александр с женами, детьми и племянниками). Работал педагогом в ГУЦЭИ (Государственное училище циркового и эстрадного искусства). Среди учеников: Владимир Кирсанов, Аркадий Насыров, Олеко Абдуллаев, Сергей Скоробогатов.
Первые профессиональные навыки Владимир Зернов получил в Ленинграде у прекрасных характерных танцовщиков и педагогов М.Ф. Монахова и А. В. Лопухова. Выступал со старшим братом Юрием. Они исполняли: "Ковбойский", "Вальс" на музыку Иоганна Штрауса, "Яблочко". Позже, когда Владимир женился на Зинаиде Гульельми и стал танцевать с ней, он использует и объединяет в своих номерах элементы чечетки, акробатики и классического танца. У них был известен и популярен номер на мелодию модной в то время песенки "Бабочки под дождем", с которым они гастролировали по всей стране. Затем они работали в "Краснознаменном ансамбле Советской армии" под руководством Александрова. А потом, уже в "Эстрадном ансамбле Центрального Дома железнодорожников", которым руководил Дмитрий Покрасс, к ним примкнули братья Владимира вместе с женами. Возможно, именно тогда родился замысел семейного ансамбля, и, возможно, оттого, что именно здесь в ансамбле был создан основной репертуар "Семьи Зерновых". Причем, постановщиком почти всех номеров был Владимир. Помимо различных народных танцев, в репертуаре были разнообразные, эстрадные, танцевальные сценки: "Дружба" - где английский моряк, русский и американский соревнуются в танце, желая понравиться русской девушке, "Веселые пассажиры" - на "железнодорожную тематику". Номер состоял из нескольких эпизодов. Впечатляющим был мчащийся в ночи поезд, когда на сцене гасили свет и из-под ног танцовщиков, отбивающих чечетку, летели искры. "Веселые пассажиры" был по настоящему веселым и изобретательно поставленным номером, и долго держался в репертуаре "Семьи Зерновых". Весь репертуар их сольного концерта был выстроен грамотно и аккуратно: народные танцы чередовались с эстрадными. А исполнительское мастерство танцовщиков и прекрасно, с выдумкой поставленные танцевальные номера давали возможность выступать на всех лучших концертных площадках Москвы. Во втором отделении обычно шел комедийный одноактный балет "В однодневном доме отдыха". Этот спектакль был сделан В.Б. Зерновым вместе с балетмейстером Большого театра А.М. Радунским. Действие начиналось утром, когда сестра-хозяйка и инструктор-физкультурник встречали прибывающих гостей. Затем все, уже переодетые в спортивную форму, делали зарядку, участвовали в спортивных играх, соревновались в беге. Двое пожилых отдыхающих играли в стороне в шашки. Пока один думал над доской, другой, разминаясь, отбивал чечетку вокруг стола. Затем звучала тихая музыка, все расходились, и наступал "тихий" час. Ближе к вечеру шло гуляние парами, и начинались танцы на призы. Когда наступало время отъезда, всех приглашали сфотографироваться на память. Участники образовывали общую группу с моряком, героем Советского Союза, в центре. Он рассказывал о своем подвиге - следовала пантомимическая сценка, с юмором изображающая атаку вражеского самолета на катер, за штурвалом которого стоял героический моряк. Затем все прощались с персоналом дома отдыха, садились в поезд и уезжали - шла чечетка сидя! Стремление к содержательности номера всегда было присуще Владимиру Зернову - балетмейстеру, он всегда стремился придумать сюжетные поводы для танца. В "Дирижере", поставленном для Виктора Дуненкова, в "Кумпарсите", поставленной для Нины и Владимира Винниченко. В номере "Два мира", поставленном для братьев Бориса и Юрия Гусаковых на музыку Давида Ашкенази, было противопоставление "сладкой жизни" богачей (элегантный тэп во фраках) изнуряющему труду бедняков (звукоподражательный "танец машин"). В другом номере, игровой сценке "Многостаночник", он остроумно решил трудную для хореографии задачу - показа увлеченного трудом молодого рабочего. Виктор Марков, первый исполнитель этого номера, был "правильным" многостаночником своего времени - 60-х годов, "продуктом" стахановского движения и лозунга: "Пятилетку досрочно!". Второй исполнитель этого номера, Владимир Кирсанов, пытался привнести в него иронию и скрытый скепсис 70-х - 80-х годов. А вот Сергей Апрельский, актер театра "Летучая мышь" Григория Гурвича, делая свою версию этого номера, добавлял в него элементы абсурда и парадокса. Что и говорить - 90-е годы, конец двадцатого столетия! В номере "Веселый дождик", поставленном Владимиром Зерновым на песню Евгения Мартынова для Раисы и Владимира Кирсановых, гром и шум дождя иллюстрировались звуками чечетки. ...Я познакомился с Владимиром Борисовичем в 1965 году, когда поступил в эстрадно-цирковое училище. А вообще, впервые, увидел его на сцене Зеленого театра на склонах Днепра в городе Киеве. Это было в конце пятидесятых годов, теперь уже прошлого, двадцатого века. Мой приятель Гриша Гейхман, который был старше меня на пару лет, что позволяло ему быть известным киевским стилягой, танцевать рок-н-ролл и интересоваться джазом, затащил меня на концерт джаз-оркестра Эдди Рознера. Это было начало лета, прекрасная погода, легкое крымское вино. Вечер удался на славу. И самым замечательным и удивительным в прграмме концерта был номер, в котором Эдди Рознер дирижировал оркестром и играл на своей знаменитой золотой трубе, слегка пританцовывая, входил в раж, лихо отбивал чечетку и в финале делал целый каскад сложных танцевальных трюков. Этот номер имел огромный успех, Рознер несколько раз выходил на поклон, и на последнем поклоне на сцену выходило уже два Рознера, и конферансье объявлял, что этот номер исполнял Владимир Зернов. Они были похожи, а усики a la Рознер, которые клеил Зернов, придавали еще большее сходство. Но, поступая в ГУЦЭИ, я, конечно, об этом не помнил и, честно говоря, вспомнил много позже, когда уже окончил училище и работал в Москонцерте. Как-то позвонил Владимир Борисович и сказал, что в джаз-оркестр Эдди Рознеру нужен чечеточник, мы поедем к "Царю" (это было прозвище Рознера) домой в Каретный Ряд, мы познакомимся, он на меня посмотрит. "Смотрины" прошли успешно и со следующего дня я начал репетировать новые танцевальные номера с оркестром. После дежурных москонцертовских концертмейстеров, работающих на графике, это было феноменально! Профессиональные джазовые музыканты, а тогда музыкальным руководителем был лидер молодого джазового квартета "Аллегро" Николай Левиновский, большой джазовый оркестр во главе с легендарный и импозантным Эдди Рознером, гастроли по большим городам, хорошие гостиницы, центральные концертные залы, о чем еще можно было мечтать молодому актеру... Владимир Борисович не раз помогал мне и в быту, и в творчестве. Не смотря на огромный авторитет, он был общительным и эмоциональным человеком, умеющим говорить на равных и с "сильными мира сего", и с юными учениками. Сначала нашего знакомства и до последних дней, общаясь с учителем, я видел, что для него был танец, что для него была чечетка, про которую он говорил, что она, как старая гулящая, все любят, и никто не уважает. Он ее и любил, и уважал, он ею жил.
ДЖИН КЕЛЛИ - КЛАССИК ГОЛЛИВУДА
Джин Келли (Gene Kelly). Полное имя Юджин Керран Келли (Eugene Curran Kelly). (1912-1996). Джин Келли - один из основоположников жанра мюзикла в кино, фигура столь же рельефная, как и Фред Астер. Он имел успех не только как актер, танцовщик и певец, но и оставил след в американском музыкальном кинематографе, как хореограф и режиссер. Специальный приз "Оскара" за лучшую хореографию в фильме "Американец в Париже" (1951). Главный приз Берлинского кинофестиваля (1956).
В детстве получил танцевальное образование и начал выступать на сцене в семейном составе с братьями и сестрами "5 - Келли - 5". Будучи студентом Питсбургского университета, который закончил в 1933году, подвизался в различных любительских труппах и выступал вместе со своим братом Фредом в водевилях. В конце 30-х годов дебютирует в Нью-Йорке на Бродвее в мюзикле Кола Портера "Позволь мне это" в качестве танцовщика, но уже скоро в другой пьесе "Путь нашей жизни" Уильяма Сарояна он показал себя, как замечательный характерный актер. Однако настоящей бродвейской звездой он стал в 1940 году, когда выступил в мюзикле "Дружок Джо", где смог показать всю свою многогранную одаренность: он играл, пел и танцевал. Успех этого мюзикла открыл ему путь в Голливуд. В 1942 году известный режиссер и хореограф Басби Беркли снял киномюзикл "Для меня и моей девушки" с Джуди Гарланд и Джином Келли в главных ролях. Затем последовал целый ряд фильмов с танцевальными номерами и без них, где можно было увидеть Джина Келли. Среди его лучших фильмов: "Пират (The Pirate)" (1948), "Американец в Париже (An American In Paris)" (1951) и "Бригадун (Brigadoon)" (1954), а также "Увольнение в город (On The Town)" (1949), "Пение под дождем (Singin' In The Rain)" (1952). В них он выступает не только как актер, певец и танцовщик, но и как хореограф и режиссер. Все его фильмы неизменно были полны юмора и отличались чрезвычайной тщательностью и отработанностью номеров. К числу его режиссерских удач можно причислить "Жиго (Gigot)" (1963), "Хелло, Долли (Hello, Dolly)" (1969), "Общественный клуб чейеннов (Cheyenne Social Club)" (1970) и другие ленты. Атлетизм и неуемная энергия Джина Келли резко контрастировали с изысканным стилем его друга и соперника Фреда Астера. Сам он по этому поводу говорил так: "Если Фред Астер - Кэри Грант танца, то я - Марлон Брандо". Многие из лучших номеров Келли носили сольный характер, хотя у него также были великолепные и запоминающиеся танцевальные номера с такими партнершами и партнерами, как Джуди Гарланд (Judy Garland), Вера-Эллен (Vera-Ellen) и Сид Черисс (Cyd Charisse), братья Николас (Nicholas brothers), Френк Синатра (Frenk Sinatra) и, конечно, Фред Астер (Fred Astaire). Режиссер Винсент Миннелли, у которого много снимались и тот и другой, так охарактеризовал творческий стиль Джина Келли в сравнении с Фредом Астером: "Работа Джина основывалась большей частью на балетах. Он объединил современный ритмический танец, тэп, с движениями классического балета в атлетических формах. Фред Астер, напротив, казался легким, как сам воздух. У него есть свой, абсолютно индивидуальный стиль, и его не может перенять никакой другой танцовщик. Этот робкий и застенчивый человек крайне редко и неохотно говорит о своей работе, в отличие от Джина, который любит рассказывать о своей манере танца. Но что объединяет обоих - так это их совершенство, способность работать долго и упорно над самыми мельчайшими деталями. Они большие художники, принесшие в кинематограф великолепный танцевальный материал".
БИЛЛ "БОДЖАНГЛС" РОБИНСОН - ЧЕРНЫЙ БРИЛЛИАНТ БРОДВЕЯ
Билл "Боджанглс" Робинсон (Bill "Bojangles" Robinson) (1878-1946). Родился в Ричмонде, Вирджиния, 25 мая 1878 года. (Сейчас именно 25 мая в его честь и в память о нем отмечают ITDD - Международный день тэп-танца).
После смерти родителей, которые умерли, когда он был совсем маленьким, его воспитывала бабушка. Когда его крестили, ему дали имя Лютер, которое ему совсем не нравилось, и тогда он предложил своему младшему брату Биллу поменяться именами. Билл попробовал возразить, но Лютер пустил в ход кулаки и обмен состоялся! (Новый Лютер позже поменял это имя на Перси и стал очень известным барабанщиком.) В возрасте 6 лет он начал зарабатывать на жизнь танцуя, как "hoofer" ("hoof" - "копыто", можно перевести как "каблучник" т.е. танцовщик, танцующий ногами), и выступал в местных кабачках. Спустя два года, в Вашингтоне, он гастролирует с труппой Ремингтона, а в 1905 году начинает работать вместе с Гарри Купером, выступая дуэтом в водевилях. Билл Робинсон стал знаменит, как артист, выступающий в ночных клубах с комедийными музыкальными номерами, и в течение всех следующих лет считался одним из бриллиантов Бродвея. Популярность, пришла к нему также благодаря созданию знаменитого "Танца на ступеньках". Идея, как он утверждал, пришла к нему в момент, когда он был удостоен чести быть представленным королю Англии. Король стоял на самом верху лестницы и ноги "Боджангла" неожиданно сами начали танцевать, чтобы поскорее взлететь наверх к королю. Он был известен своими невероятными выигрышами в казино и удивительной щедростью. Способностью невообразимо быстро бегать вперед спиной (он установил мировой рекорд, пробежав за 8,2 секунды 75 ярдов). Его наиболее часто используемое словечко - "Отлично! Первоклассно!", а наиболее запомнившийся танцевальный трюк - это когда в 1939 году, в честь своего 61-летия, он протанцевал по Бродвею, начиная от Columbus Circle до 44 улицы. Ближе к концу "Эры водевилей" был поставлен мюзикл "Черные пташки 1928" - "черное" ревю для "белой" аудитории", в котором выступал Робинсон и другие "черные" звезды. Начиная с этого момента, для публики он стал подвижным, улыбчивым, одетым в клетчатый костюм "черным" послом в мире "белых". Политики и знаменитости считали его почетным мэром Гарлема, пожизненным членом ассоциации полицейских и разных тайных обществ, а также талисманом бейсбольной команды "Нью-йоркские Гиганты". После 1930 года "черные" шоу стали не так популярны, но Робинсон оставался любимцем белой аудитории еще более чем четверть века. Он снялся в 14 игровых картинах, продюсерами которых выступали такие компании как RKO, 20th Century Fox и Paramount. В основе этих картин были музыкальные номера, в которых он играл ностальгические роли. Чаще всего на экране он появлялся в образе дворецкого за спиной Ширли Тэмпл или Уилла Роджерса в таких фильмах как "Маленький полковник", "В старом Кентукки", "Маленький повстанец". Очень редко ему удавалось отойти от стереотипа, созданного голивудскими сценаристами. В фильме "Да здравствует любовь" (1935) он играл мэра Гарлема, роль сделанную специально для него, а в "Одной миле от рая" (1937) главную романтическую роль вместе с певицей Линой Хорн. Аудитория полюбила его стиль, он всегда оставался спокойным и сдержанным, редко используя в танце верхнюю часть тела, и полностью полагался на свои трудолюбивые, изобретательные ноги и свое выразительное лицо. Даже в 60 лет Билл Робинсон мог танцевать практически также хорошо, как и в молодости, к немалому удивлению и восхищению поклонников. Он объяснял свою необычайную способность (однажды он импровизировал больше часа перед началом танцевального урока, ни разу не повторив ни одного одинакового удара), говоря, что это его ноги неразрывно связаны с музыкой и голова при этом совсем их не контролирует.
РОКСАНА (СЕМИДАНИ) "БАТТЕРФЛЯЙ"
Роксана (Семидани) "Баттерфляй" (Roxane Butterfly). Тэп-танцовщица свободного стиля. Призер премии BESSIE 1999 года. Сценический псевдоним "Butterfly (Бабочка)" дал ей ее учитель, мастер тэп-танца доктор Джимми Слайд. В начале 90-х на протяжении несколько лет она танцевала в составе "Original Hoofers" при Университете "LA CAVE" и гастролировала со своей сольной программой по разным странам мира (Азия, Европа, Африка, Америка). Ее способность к импровизации позволила ей принимать участие в самых разных престижных джазовых фестивалях (например, таких как в Ницце, Тулоне, Виете, Женеве) и хип-хоп фестивалях, таких как Suresnes-Cite-Danse в Париже, куда она в 1996 году пригласила Севиона Гловера, а также хип-хоп мюзикле "MADhattan" (в котором играли артисты первоначального состава постановки "Jam on the Groove"). Этот мюзикл успешно шел в 1997 году в Лас-Вегасе, в Нью-Йорк отеле. Роксана преподавала в Университете Нью-Йорка, в танцевальном центре на Бродвее, в школе The Beat в Сан-Франциско, в танцевальной школе в Лондоне, в Парижском центре во Франции и практически по всей Европе. Она создала много тэп-джемов во Франции и в Нью-Йорке (Teddy's, The Cooler, Internet Cafe...) В 1998 году вместе с Джези Джи она основала "Make That Move" уличное танцевальное тэп шоу. Роксана также выступала вместе с Грегори Хайнсом и Джаз Тэп Ансамблем в театре имени Форда (Лос-Анджелес) и совсем недавно в Театре Джойс (Нью-Йорк) вместе с Харольдом Николасом и Ивет Гловер. Она всегда была очень активной танцовщицей в мире Нью-Йоркского тэпа и всегда с благодарностью отзывалась на приглашения принять участие в самых разных событиях тэп-сообщества. Роксана была консультантом по тэпу Пабло Верона в фильме "Уроки танго". В настоящий момент она также выпускает тэп газету "Tappin Time", которая выходит на двух языках в Гарлеме. Она является руководителем "BeauteeZ'n The Beat", первого тэп-хип-хоп шоу, полностью придуманного и созданного женщиной. В 2003 году Роксана Баттерфляй была почетным гостем VI Московского международного фестиваля "Степ-Парад" и покорила сердца не только многочисленных зрителей побывавших на концертах фестиваля, но и российских тэп-танцовщиков, которые посещали ее мастер классы и творческие вечера.
ГРЕГОРИ ХАЙНС
Грегори Хайнс (Hregory Hines) (1946 - 2003). Тэп-танцовщик, актер, певец, человек, которого считают одним из самых лучших афро-американских мастеров тэпа.
Грегори Хайнс, до того как начать сольную карьеру, на протяжении нескольких лет выступал вместе со своим братом Морисом (их совместная работа также включает мюзикл "Eubie"). В 1992 г. получил премию TONY, как лучший актер, за свою работу в мюзикле "Jelly's Last Jam", за которую он также был номинирован как лучший хореограф и где играл главную роль. Его постоянно меняющаяся, немного задумчивая, и в то же время, зажигательная хореография в полной мере продемонстрирована в фильме "Клуб Коттон", в котором также снимался его брат. В 1989 г. в фильме "Тэп" появились некоторые из кумиров Грегори Хайнса, включая Сэмми Дэвиса-младшего, Сэндмэна Симса, Харольда Николаса и Джимми Слайда. Этот фильм - история человека, который не может отойти от устоявшихся танцевальных традиций, и появление великих мастеров в нем это посвящение тэпу. В 1980 и 1981 годах Грегори Хайнс был номинирован на TONY в категории мюзиклы, соответственно за мюзиклы "Comin' Uptown" и "Sophisticated Ladies".Также в 1979 г. он был номинирован как лучший актер за мюзикл "Eubie". Он сыграл роли в таких фильмах как "Испуганно бегущий", "Белые ночи" с Михаилом Барышниковым, "Выдох". В телевизионной комедии "Уилл и Грейс" он играл и босса Уилла и любовника Грейс (танцевал тэп в одном из эпизодов). Он также вел "Грегори Хайнс шоу". Одной из последних работ Грегори Хайнса был фильм "Bojangles", где он воплотил образ великого Билла Робинсона... Эта информация взята с сайта www.kirsanov.ru

по вопросам организации концертов и шоу-программ обращаться: моб. 89107115809,
e-mail:funnydance@mail.ru

вернуться на предыдущую страничку


©2004-2007 web-studio Olimp,
sm_tom@mail.ru

Используются технологии uCoz